
Живи в гармонии
Психологический кризис – это хорошо или плохо?
Кризис в психологии – это?
Эпохи и поколения людей сменяют друг друга, а тема психологических кризисов не утрачивает свою актуальность. Кто-то определяет их как внутриличностные конфликты, кто-то – как переходный период от одного возраста к другому, кто-то считает, что это естественный путь взросления человека, поиска своего «Я». По сути, все правы, тем не менее, постараемся привести все представления о кризисе в психологии к одному знаменателю. По нашему мнению, кризис в психологии (или психологический кризис) – это возникновение противоречий между имеющимся и необходимым опытом человека для адаптации к изменившимся условиям внешнего мира. Ну действительно, например, домашний ребенок идет в детский сад. Изменились условия? Разумеется. Есть у него опыт для нахождения в них? Нет. Будет он по этому поводу переживать, расстраиваться или иным образом демонстрировать свое нежелание что-то менять? Конечно. Схожая ситуация происходит при переходе из детского сада в начальную школу, затем в средние и старшие классы и т.д. А может ли ребенок сам справиться с этими проблемами? Маловероятно. Поэтому уже на самых ранних этапах взросления личности родители и иные близкие люди должны ясно осознавать степень своей вовлеченности в становление и формирование ребенка. При необходимости, когда взрослые испытывают явные затруднения в установлении психологического контакта с детьми, рекомендуется обратиться за консультацией к психологу.
Кризисы личности в психологии
Прежде чем рассматривать личностные кризисы в психологии, давайте определимся с тем, а что же такое личность? Определений тут, как всегда, великое множество. Тем не менее, отдавая дань уважения ученым-психологам, занимающимися исследованиями личности и ее кризисов, подойдем к определению личности с понятных житейских позиций. По нашему мнению, личность – это вся совокупность свойств и качеств человека: как заданных природой, врожденных (например, нервная система), так и сформированных при жизни (например, характер). Поэтому, говоря о личности и разбираясь в том, что привело к появлению того или иного кризиса, мы должны углубиться в детали, в конкретику. А для этого следует помнить о том, что каждая личность имеет определенные склонности и привычки; убеждения и ценности; мотивацию; скорость реакции и т.д. Разобраться в этом спектре не так-то просто, поэтому, когда возникает кризис личности, профессиональный взгляд со стороны позволит взглянуть на ситуацию более взвешенно, рационально, а главное – наметить конкретные шаги в преодолении кризисной ситуации.
Возрастные кризисы в психологии
Любой возрастной кризис – это изменение, перестройка отношений человека и общества. В то же время, по мере нарастания умений, все большего проявления самостоятельности, автономности человек претендует на постоянное уважение к себе, учет личностных интересов, принятие во внимание его мнения, его точки зрения. А поскольку это проявляется в каждом человеке, в каждой личности, отсюда неизбежны недопонимание, конфликты что, собственно, и приводит к кризисам. Причем начинаются они с самого раннего возраста, в общем-то, с появления ребенка на свет. Неслучайно поэтому первый кризис так и называется – кризис новорожденности. Что-то не припоминается, чтобы только что родившийся ребенок улыбался или смеялся, абсолютно нормальной реакцией появления нового человека на планете Земля считается крик и плач.
Кризис первого года в психологии
Итак, уже с рождения маленький человек во всеуслышание заявляет о себе, ища поддержку во внешнем мире. Безусловно, главную роль в жизни ребенка играет мать. Она кормит ребенка, ухаживает за ним, дает ласку, заботу, безопасность. В результате у малыша начинает формироваться доверие к миру. Это проявляется и в кормлении ребенка, и в регулярном, хорошем сне, нормальной работе всех систем организма ребенка. Отсутствуют слезы и истерика, когда на какое-то незначительное время малыш остается один, формируется умение ждать. В этот период мы уже можем говорить о формировании сознания ребенка, несмотря на такой ранний возраст. А как же тогда может проявиться кризис в таком маленьком возрасте? Нетрудно догадаться, что это отсутствие либо нерегулярность всех вышеперечисленных действий со стороны матери. Кроме того, кризису 1 года могут способствовать тревожность матери, ее невротичность, неуравновешенность, крики, ругань в отношении ребенка, конфликты и скандалы с мужем, общая напряженная обстановка в семье и др. Здесь уже, напротив, формируется недоверие к миру, негативные свойства личности, такие как пессимизм, уныние, повышенный уровень тревожности ребенка и др., что может привести к замедлению его нормального нервно-психического развития.
Кризис 3 лет в психологии
По мере взросления, ближе к 3-м годам к ребенку все чаще и чаще приходит осознание того, что он – личность. А отсюда формируется самостоятельность, независимость, автономия. Он уже самостоятельно ходит, способен выражать свое мнение при помощи речи, обучается контролировать естественные физиологические потребности, все увереннее пользуется столовыми приборами, приучается самостоятельно и аккуратно есть и убирать за собой посуду. Через общение с другими детьми (на игровой площадке, в детском саду, в специальных детских игровых центрах и т.д.) стремительно расширяется его кругозор, развивается сознание, формируются более устойчивые черты характера. Ключевым видом деятельности для ребенка является в этом возрасте игра. Она играет определяющую роль в его развитии, способствует проявлению активности, инициативы, творчества, развивает память, мышление, закладывает основу волевых и лидерских качеств. Игра приводит к пониманию у ребенка, что получается лучше, а какие действия для него затруднительны, он начинает осознавать свои сильные и слабые стороны, использовать преимущества и скрывать недостатки. Кризис в этом возрасте может проявляться тогда, когда ребенок по тем или иным причинам лишается либо недостаточно интегрирован в естественные процессы социализации личности. Например, постоянно находится дома, гуляет редко, лишен необходимости самостоятельно принимать пищу, убирать за собой, крайне редко общается со сверстниками, напротив, приучаясь с самого раннего возраста к виртуальному миру, миру компьютеров, гаджетов и прочих девайсов в ущерб живому общению с миром.
Кризис 7 лет в психологии
Школа в целом и начальная школа – в частности является серьезнейшим испытанием для ребенка. Вспомните, кто из нас хотя бы раз не прогуливал уроки, даже если мы хорошо учились? В этом смысле начальные классы являются своеобразной стартовой площадкой стресса, продолжающегося 11 лет. Кстати, стресс – это далеко не всегда плохо. Все зависит от скорости и степени адаптации и интеграции в новые условия, предлагаемые миром и обществом. Тем не менее, в это период личностного развития все меньшее влияние на ребенка начинает оказывать семья и все большее – школа со всеми ее плюсами и минусами. Именно в школе происходит обучение базовым знаниям, формирование навыков и умений, передача традиций, элементов культуры, первичное становление мировоззрения школьника. В этой связи, если школьник хорошо учится, успешно овладевает новыми умениями и навыками, находится на хорошем счету у педагогов, участвует в общественной жизни класса и школы, то к нему приходит спокойствие и уверенность в своих силах, чувство полноценности и востребованности, ответственность и дисциплинированность. Кроме того, не следует забывать о том, что игровая деятельность является основной и в это период социализации ребенка. Обучение через игру, общение через игру, развитие через игру наиболее эффективны и продуктивны для ученика начальных классов школы. В то же время отсутствие поддержки, положительной обратной связи со стороны учителей, сверстников, семьи напротив, приводит к кризису, к появлению чувства неполноценности у ребенка, неверию в свои силы, нежеланию ходить в школу, истерикам, конфликтам, повышенной агрессии. Опасность данного кризиса состоит в том, что если он не проработан на уровне семьи, где ребенок в любом случае ищет защиту и поддержку, то данный кризис вполне может перерасти в комплекс неполноценности и закрепиться на долгие годы.
Подростковый кризис в психологии
Несмотря на то, что основы взаимодействия школы и обучающегося в ней ребенка мы уже описали выше, тем не менее, на подростковом возрасте и возможном кризисе в этот период целесообразно остановиться отдельно. По сути, именно в подростковом возрасте довольно ярко проявляется собственное «Я» - неповторимое, уникальное, отличное от всех других людей, включая самых близких членов семьи. «Дух противоречия» пожалуй наиболее активен у человека именно в это период социализации личности. Сопровождается это бурным физиологическим ростом, половым созреванием, важностью обращения внимания на свой внешний вид, формированием индивидуального стиля в одежде и др. В этом возрасте появляются первые успехи в демонстрации определенных навыков (особенно, если ребенок уже несколько лет ходит в какую-либо спортивную секцию, занимается танцами, музыкой, рисованием, программированием, робототехникой или любым другим видом творческой самореализации). Возможно, впервые человек начинает серьезно задумываться над тем, чего он хочет от жизни, куда дальше хотел бы пойти учиться или работать, кем хотел бы стать. Все эти вопросы говорят о начале самоопределения личности в обществе, о том, какое место в этом обществе молодой человек хотел бы занять, кем он себя видит. Кризис же в подростковом возрасте проявляется в личностной незрелости, инфантилизме, нежелании задумываться о своем будущем, нежелании брать на себя ответственность за собственные поступки и слова, иждивенчестве, мнении о том, что ему «все должны» (непонятно, правда, с какой стати, но «должны»). Могут иметь место побеги из дома, хронические прогулы уроков, тяга к различным зависимостям (курение, алкоголь, наркотики, психоактивные и психотропные вещества). Кроме того, имеет место неудовлетворение самим собой, чувство опустошения, безысходности, одиночества (даже если формально есть какая-то компания). И виноваты в том, что у человека что-то не получается, не срастается в жизни – все окружающие, все общество вокруг, т.к. оно не может понять, не может осознать всю «глубину трагедии» юноши или девушки, а напротив, отворачивается от него. Именно на этом этапе, в период подросткового кризиса существенную реальную помощь может оказать кризисный психолог, поскольку, как правило, все авторитеты, которые могли бы в той или иной степени разрешить данную ситуацию, уже исчерпали свои ресурсы.
Кризис среднего возраста
Казалось бы, кризисные периоды больше характерны для детей, для юношеского возраста, для молодости. Все-таки идет взросление, принятие себя, становление себя как личности, перенимание определенных образцов поведения, накопление жизненного опыта, самореализация. Однако не все так просто, для кого-то поиски своего «Я» продолжаются и во взрослом возрасте, и в пожилом. Хорошо, конечно, когда человек успешен по жизни, самодостаточен, пользуется авторитетом как родитель, является примером для своих детей. Он получает положительную обратную связь от коллег по работе, партнеров, есть ощущение своей нужности и востребованности. С другой стороны, разве довольно часто не бывает так, что далеко не все гладко в семейных отношениях, в общениях с друзьями, коллегами? Кроме того, могут возникать знаменитые «проблемы с начальством». Бывает так? Ну конечно бывает. Это и есть тот самый кризис среднего возраста. При отсутствии жизненного баланса может происходить душевное опустошение, наступить энергетический спад, появиться хроническая усталость, пессимизм, снижение деловой и общей активности. Здесь, кстати, нельзя игнорировать и предыдущий жизненный путь человека, т.к. вероятнее всего предпосылки кризиса среднего возраста зародились на более ранних этапах взросления человека.
Пути решения кризиса
Человек – уникальная Вселенная со своим микрокосмом и в то же время человек – это система. Система взглядов, ценностей, убеждений, установок, мировоззрения, знаний, умений, навыков и др. А согласно теории систем, система сама себя описать не может. Здесь нужен профессиональный и взвешенный взгляд со стороны, нужна помощь специалиста.
Кризисный психолог
Оказать квалифицированную помощь в преодолении того или иного кризиса поможет профессионал, который так и называется – кризисный психолог. Кризисный психолог как раз и специализируется на работе с возрастными, личностными, комплексными кризисами, помогает справиться со стрессовыми состояниями и негативными последствиями пережитых жизненных ситуаций.
Запись к психологу в ProChill
В нашем центре психологической помощи ProChill работают настоящие профессионалы своего дела, имеющие реальный опыт работы именно с разрешением возрастных и личностных кризисов. Поэтому если Вы заметили за собой или в своем ближайшем окружении какие-либо кризисные проявления, записывайтесь к нам на консультацию и наши специалисты обязательно помогут Вам и/или Вашим близким в поиске оптимального пути по преодолению кризиса.
Ждем Вас в Центре психологической помощи ProChill!
С уважением,
команда профессионалов ProChill